Сегодня с вами работает:

книжный фей Рома

Консультант Рома
VELCOM (029) 14-999-14
МТС (029) 766-999-6
Статус консультанта vilka.by

 Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс

 Захаживайте в гости:

 www.facebook.com  www.twitter.com    Instagram

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Авторы

 
 
 
 
 
 
 
 
Баннер
 
 
 
 
 
 
 
 

Книжная лавка

КУЛЬТУРОЛОГИЯ / История искуcств / New

icon Искусство перформанса. От футуризма до наших дней

Perfomance Art. From Futurism to the Present

book_big

Издательство, серия:  Ad Marginem Press,   Совместная издательская программа с ЦСК "Гараж" 

Жанр:  КУЛЬТУРОЛОГИЯ,   История искуcств,   New 

Год рождения: 1979  - 2011

Год издания: 2019 

Язык текста: русский

Язык оригинала: английский

Страна автора: США

Мы посчитали страницы: 320

Тип обложки: Мягкий переплет (крепление скрепкой или клеем)

Измеряли линейкой: 200x145x23 мм

Наш курьер утверждает: 550 граммов

ISBN: 978-5-91103-470-2

22.50 руб.

buy в сентябре :) »

Заказывайте, и появится в Студии в серединке сентября :)

Роузли Голдберг открыла новые горизонты, впервые представляя нашему вниманию ясную, точную историю непрерывной эволюции событий, оказавших важнейшее влияние на самые смелые идеи искусства ХХ века. 

Роберт Розенблюм

Это моя Библия.

DJ Spooky

 

Книга историка искусства, арт-критика и куратора Роузли Голдберг представляет собой наиболее полное исследование перформанса и ключевых представителей данного вида искусства. Маурицио Каттелан, Пол Маккарти, Таня Бругера, Мэтью Барни, Пэтти Чанг — лишь несколько из множества имён, которые эта книга представляет в историческом контексте, связанном с другими пионерами в области перформанса — от футуристов с дадаистами до Ива Кляйна с Лори Андерсен. Впервые изданная в 1979 году — в период признания перформанса самостоятельным средством художественного выражения, она выдержала три переиздания, и каждый раз автор дополняла её актуальными сведениями. Настоящее расширенное издание дополнено исчерпывающим рассказом о технических, политических и эстетических сдвигах, свойственных началу XXI века. Книга переведена на восемь языков, первое русское издание было приурочено к международной конференции «Перформанс: этика в действии», которая состоялась в «Гараже» в 2013 году.

Специально для русских читателей Роузли Голдберг написала раздел о русском перформансе.

 

Роузли Голдберг. Искусство перформанса. Книжный Сон Гоголя

 

Роузли Голдберг проследила историю перформанса от первых экспериментов футуристов 1909 года и таким образом продемонстрировала его давнюю традицию. На протяжении всего ХХ столетия, как и в наши дни, перформанс использовался художниками в качестве средства борьбы с условностями традиционного искусства, как способ «оживить формальные и концептуальные идеи, на которых основывается искусство». Вот почему, по мнению Голдберг, перформанс является «авангардом авангарда»: «перформансы-манифесты, от футуристических до современных, были самовыражением несогласных, пытавшихся найти альтернативные способы исследования переживания искусства в повседневной жизни», — пишет автор в предисловии к книге. 

Голдберг показывает, что уже в момент зарождения перформанс отличался мультидисциплинарностью: в своих самых ранних, футуристических формах он тяготел к авангардному театру и хореографии. Итальянские футуристы выработали «синтетический» театр и особый, «динамический и синоптический» стиль декламации в сопровождении шумовой музыки. Тогда же проявилась связь перформанса с политикой (футуристы агитировали за вооруженную борьбу с австрийцами во время австро-итальянского конфликта). 

 

Книга Искусство перформанса. От футуризма до наших дней. From futurism to the present Автор Роузли Голдберг. RoseLee Goldberg. 978-5-91103-173-2 Издательство Ад Маргинем Пресс. Ad Marginem Press. Беларусь. Минск. Интернет-магазин в Минске.

 

Мультидисциплинарность и политизированность отличали и перформансы русских футуристов и конструктивистов — достаточно вспомнить оперу «Победа над солнцем» Крученых и Матюшина, масштабную постановку «Взятие Зимнего дворца», осуществленную 7 ноября 1920 года под руководством Николая Евреинова, и цирковую пантомиму «Москва горит» о революции 1905 года, режиссером которой в 1930 году был Маяковский. 

Отдельный раздел книги посвящен парижскому перформансу с его богатой традицией, начиная со скандальной акции Альфреда Жарри на премьере его «Короля Убю» в 1896 году до балета «Парад» в 1917 — совместной работы Эрика Сати, Пабло Пикассо, Леонида Мясина и Жана Кокто. Голдберг пишет и о совместных опытах дадаистов и сюрреалистов в начале 20-х, и о чисто сюрреалистических перформансах, например, балете Пикабиа и Сати 1924 года «Спектакль отменяется».

 

Книга Искусство перформанса. От футуризма до наших дней. From futurism to the present Автор Роузли Голдберг. RoseLee Goldberg. 978-5-91103-173-2 Издательство Ад Маргинем Пресс. Ad Marginem Press. Беларусь. Минск. Интернет-магазин в Минске.

 

В США перформанс начал появляться в конце 1930-х, когда в Нью-Йорк стали прибывать европейские эмигранты, бегущие от войны. К 1945 году он превратился в полноправный вид искусства. Важными фигурами в американском перформансе стали новаторы из самых разных областей искусства, не только художники и поэты (Капроу, Раушенберг), но и композиторы (Кейдж), театральные режиссеры и хореографы (Мерс Каннингем, Роберт Уитмен, Ивонна Райнер). Поэтому на американский перформанс 60-х годов огромное влияние оказала «новая хореография» и музыкальный минимализм. 

С конца 50-х перформанс с новой силой заявил о себе и в Европе — его ведущие представители тогда пришли в этот вид искусства из живописи и скульптуры: это француз Ив Кляйн, итальянец Пьеро Мандзони и немец Йозеф Бойс. Мандзони и Кляйн стремились утвердить тело в качестве художественного материала. Акции Бойса отличали сложный символизм и собственная иконография, сам автор часто называл свои работы «социальной скульптурой». 

В 70-е годы, в эпоху концептуализма, перформанс прекрасно подошел художникам, которые хотели производить не предметы, а идеи. Художники стали превращать самих себя в живую скульптуру (Вито Аккончи, Гилберт и Джордж, Яннис Кунеллис), устраивать «ритуалы» (Герман Нитч, Марина Абрамович, Отто Мюль), показывать «автобиографический перформанс» (Лори Андерсон, Джулия Хейворд), посвящать акции феминистским темам (Ребекка Хорн и Ульрике Розенбах). 

«Медиапоколение» 80-х стирало границы между искусством и медиа, стремясь к развлекательности и зрелищности, как в США, так и в Европе. Кроме того, в это десятилетие ярко заявил о себе так называемый экстремальный перформанс, в котором представители секс-меньшинств, трансвеститы, больные СПИДом художники выставляли на всеобщее обозрение смерть, болезни и нетрадиционный секс. 

 

Книга Искусство перформанса. От футуризма до наших дней. From futurism to the present Автор Роузли Голдберг. RoseLee Goldberg. 978-5-91103-173-2 Издательство Ад Маргинем Пресс. Ad Marginem Press. Беларусь. Минск. Интернет-магазин в Минске.

 

В 90-е на Западе стали появляться художники из бывшего соцлагеря. Они чаще всего продолжали выражать в перформансе политический протест, как и до крушения соцсистемы внутри своих стран, а выходцы из горячих точек пытались при помощи перформанса напомнить публике об ужасах войны. В эти же годы перформансисты стали все активнее использовать новые медиа (Мэтью Барни, Пол Маккарти, Сэм Тэйлор-Вуд), постепенно стерлась граница между живым перформансом и его видеодокументацией, чему особенно способствовало распространение Интернета. 

Роузли Голдберг подчеркивает, что в 2000-е годы значение перформанса продолжает расти: «В ХХI веке резко выросло число художников по всему миру, обращающихся к перформансу — медиуму, который позволяет выражать "различия"и дает возможность присоединиться к более широкому дискурсу глобальной международной культуры.Перформансу предстоит сыграть важную роль в формировании культуры грядущих десятилетий нашего века, не менее серьезную, чем в ХХ столетии; не исключено даже, что его влияние станет ещё более заметным, чем прежде. Сегодня тексты и изображения облетают мир за считанные секунды, доходя до миллионов людей, чему способствует появление всё более продвинутых компьютерных технологий. В этой постоянно меняющейся среде работы художников-перформансистов, многослойные, междисциплинарные, идущие в ногу с развитием медиа, представляют собой идеальное средство общения с публикой в режиме онлайн, которое позволит донести это искусство и до зрителей будущего»,— пишет автор в заключение своей книги.

 

 

Фрагмент из книги :

Начальную стадию перформанса в России характеризовали два фактора: с одной стороны, реакция художников против старого порядка — как царского режима, так и пришедших из-за границы стилей живописи, импрессионизма и раннего кубизма; с другой стороны, тот факт, что итальянский футуризм — подозрительно чужой, однако более приемлемый, поскольку он перекликался с призывом отказаться от старых форм в искусстве — получил новую интерпретацию в российском контексте, предоставив художникам универсальное оружие для борьбы с искусством прошлого. 1909-й — год, когда первый футуристический манифест Маринетти впервые вышел не только в Париже, но и в России — можно считать в этом отношении важным годом.

Подобные выпады в адрес ценностей, доминировавших в искусстве прежде, нашли выражение в квазифутуристическом манифесте 1912 года, написанном молодыми поэтами и художниками Давидом Бурлюком, Владимиром Маяковским, Александром Крученых и Виктором (Велимиром) Хлебниковым и озаглавленном «Пощечина общественному вкусу». В том же году была устроена и выставка «Ослиный хвост» — будучи протестом против «парижского и мюнхенского декаданса», она подтверждала твёрдое намерение художников молодого поколения развивать искусство русское по сути, идя по стопам русского авангарда 1890-х. Ведь если раньше российские художники равнялись на Западную Европу, то новое поколение пообещало повернуть этот процесс вспять, оказать влияние на европейское искусство с абсолютно новых, оригинальных передовых позиций.

В крупных культурных центрах — Санкт-Петербурге, Москве, Киеве, Одессе — появились объединения писателей и художников. Они начали устраивать выставки и публичные дебаты, в ходе которых бросали зрителям в лицо свои провокационные заявления. Вскоре это течение набрало обороты, на сборища стали приходить последователи-энтузиасты. Давид Бурлюк, например, читал лекции об искусстве, от Рафаэля до футуристической живописи, иллюстрируя их диапозитивами с фотографиями курчавых мальчиков, пытаясь подорвать существующий пиетет к истории искусства с помощью этого приёма: нетрадиционного сопоставления серьёзной картины со случайно выбранными снимками. Маяковский выступал с речами и читал свои футуристические стихи, призывая двигаться к искусству будущего.

Вскоре местом рандеву новой художественной элиты стало санкт-петербургское кафе «Бродячая собака» на Михайловской площади. Туда зачастили такие поэты, как Хлебников, Анна Ахматова, Маяковский, Бурлюк (и представители их кружка, а также редакторы многообещающего литературного журнала «Сатирикон»). Там они знакомились с догматами футуризма: Виктор Шкловский выступил с докладом на тему «Место футуризма в истории языка», все писали манифесты. Хлёсткие замечания завсегдатаев «Бродячей собаки» в адрес старого искусства приводили к бурным стычкам, совсем как в Италии несколькими годами раньше, когда разъярённые толпы громили сборища футуристов.


кафе "Бродячая собака" на Михайловской площади

Футуристические выступления неизменно обещали вечер, полный развлечений, в Санкт-Петербурге и Москве на них стекались толпы зрителей. Вскоре участникам надоела предсказуемая публика, собирающаяся в кафе, и они понесли свой «футуризм» в народ: ходили по улицам в вызывающих одеждах, с раскрашенными лицами, щеголяя цилиндрами, бархатными куртками, серьгами, вдев в петлицу пучок редиски или ложку.

Футуристический манифест «Почему мы раскрашиваемся» вышел в 1913 году в санкт-петербургском журнале «Аргус». Там заявлялось: «Наша раскраска — первая речь, нашедшая неведомые истины»; авторы объясняли, что не стремятся к какой-то одной эстетической форме. «Искусство не только монарх, — говорилось в манифесте, — но и газетчик, и декоратор. Мы ценим и шрифт, и известия. Синтез декоративности и иллюстрации — основа нашей раскраски. Мы украшаем жизнь и проповедуем — поэтому мы раскрашиваемся».

Спустя несколько месяцев футуристы отправились в турне по семнадцати городам. Во имя нового искусства Владимир Бурлюк вёз с собой десятикилограммовые гантели; у его брата Давида на лбу красовалось объявление «Я — Бурлюк»; Маяковский обычно появлялся на публике в своем «шмелином» наряде: чёрном бархатном костюме и полосатой желтой кофте. После турне они сняли фильм «Драма футуристов в кабаре № 13» — повествование о каждодневной жизни футуристов; за ним последовал второй, «Я хочу быть футуристом», с Маяковским в главной роли, с цирковым клоуном и акробатом Виталием Лазаренко — в одной из второстепенных. Таким образом, они подготовили почву для художественного перформанса, заявив, что жизнь и искусство следует освободить от условностей, чтобы эти идеи стало возможно применять ко всем сферам культуры без ограничений.

Рекомендуем обратить внимание